Геометрический стиль мышления
Из интервью руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины журналу «Вестник образования»
(№1, 2013 год).
— Недавно вице-мэр Москвы награждал замечательного мальчишку, который выиграл финал Всероссийской олимпиады школьников сразу по двум предметам — не по математике. Он его спросил: как же нужно учиться, чтобы сразу выиграть две олимпиады? И тот ответил: математику учить надо. Это и есть сформированный математический стиль мышления, хотя мне всегда хочется уточнить — геометрический. Именно в геометрии задачи на построения состоят из четырёх этапов (анализ, построение, доказательство, исследование), которые нужно пройти при принятии любого управленческого решения. Проанализировать ситуацию, построить алгоритм решения, доказать, что он приведет тебя к заданной цели, исследовать, что будет, если поступишь по-другому. По-моему, это идеальная методика мышления, эффективный стиль.
«Всё равно что не научить человека говорить…»
Евгений Палкин, проректор по научной работе РосНОУ, профессор, кандидат физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР
С университетской точки зрения, математическое образование в школе нужно, чтобы ученик освоил основные приёмы формально-логического математического аппарата, потому что это универсальный язык, который позволяет достаточно глубоко продвинуться в анализе разнообразных явлений. Этот аппарат в основе своей — арифметика, алгебра, геометрия. Это три фундаментальные математические дисциплины, методами которых должен владеть ученик. Это относится ко всем, независимо от того, кем они себя считают — гуманитариями, технарями или экономистами. Это же общеобразовательная школа. Не научить этому — всё равно что не научить человека говорить.
В школе человека учат двум вещам — говорить и думать. Говорить учит русский язык и литература, думать — математика. После этого детализация идёт более серьёзная, в зависимости от выбранного профиля.
Успешность человека в жизни зависит от многих факторов. Может оказаться так, что в своё время человека не научили математическим основам, и он сам считал, что высшая алгебра ему не нужна, а сейчас занимается лингвистическим анализом. Этот человек будет либо навёрстывать в дальнейшем и терять дополнительное время, вместо того, чтобы заниматься творчеством, либо совсем потеряет себя. Это очень тонкий вопрос: гуманитарное мышление у ученика или техническое. Лучше отложить его решение к концу школы, и тогда уже ученик сделает выбор: что ему интереснее и проще. Не в смысле проще учиться, а проще в понимании.
В профильной школе должны быть наборы дисциплин, более-менее равноценных по затратам труда для их освоения. Но принципиальной разницы не должно быть. Скорее в этих дисциплинах должен присутствовать различный прикладной аспект, например, «Математические модели в экономике» и так далее.
И в любом варианте должно быть много задачек. Не формальное выучивание правил, а именно решение задач приучает думать на языке математики. Математический язык структурирует мышление и помогает думать, то есть ускоряет решение любых задач. Это самое главное.
Язык математики, как и обычный язык для общения, нужен для того, чтобы мы лучше друг друга понимали. Умение обращаться с математическим языком помогает быстрее понимать проблемы, которые существуют вокруг нас, строить модель, анализировать и принимать какие-то решения.
Источник:http://prosvpress.livejournal.com/62915.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий